Ваш ребенок научился читать! Однако напрасно вы думаете, что теперь он возьмет книгу, сядет в уголок и начнет с интересом читать. Ничего подобного! Хотите, чтобы он читал? Пусть читает вам вслух, но понемногу, а вы и другие члены семьи с интересом слушайте и обязательно хвалите ребенка. Ему трудно, почти невозможно даже небольшой текст прочитать сразу гладко, соблюдая интонации. Но и читать несколько раз одно и то же скучно. Придумайте какой-нибудь мотив, чтобы ему захотелось потренироваться: "Прочитаем вечером папе", "Поиграем в школу. Ты будешь учителем, а меня научишь читать" и т.п. И, наконец, очень важно продолжать читать с ребенком вслух: абзац - мама, абзац - ребенок. А потом мама долга читает вслух, а ребенок слушает.
Вы хотите, чтобы ваш ребенок любил читать? Для этого он твердо должен знать, что чтение это не наказание, а поощрение. Если вы хоть раз скажите: "Плохо читаешь, не будешь играть, не пойдешь гулять, пока не начнешь хорошо читать", вы убедите ребенка в том, что чтением наказывают. Но если он увидит, что все члены семьи часто и с удовольствием читают, то поймет, что читать самому интересно.
Итак, семья может помочь ребенку научиться читать и полюбить чтение. Помните, что дети этого возрастного периода еще обладают особой чувствительностью к восприятию различных сторон языка, интересом к письменной и устной речи, способностью к самотворчеству.
Рекомендации родителям по развитию читательского интереса у детей.
- Прививайте ребёнку интерес к чтению с раннего детства.
- Покупайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.
- Систематически читайте ребёнку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
- Обсуждайте прочитанную книгу среди членов своей семьи.
- Рассказывайте ребёнку об авторе прочитанной книги.
- Если вы читаете ребёнку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
- Вспоминая с ребёнком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.
- Рекомендуйте своему ребёнку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
- Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
- Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребёнку авторов, оформляйте его личную библиотеку.
- Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.
- Дарите ребёнку книги с дарственной надписью, тёплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.
В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания, от которых зависит умственная работоспособность. Чтобы процесс чтения стал для детей личной необходимостью, очень полезны игры. Огромную роль играют и вечера семейных чтений, наполненные живым, умным словом.
Чтение - это труд. Но этот труд должен стать для детей желанным и радостным сейчас, когда он опустил глаза в книгу.